Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новостная лента FUMAGALLI
Выставки, презентации, новости.
22 Октября 2023
Итоги выставки FUMAGALLI_INTERLIGHT 2023
13 Сентября 2023
FUMAGALLI на выставке Интерсвет 2023
История развития уличных фонарей.
22 Марта 2018
Человек впервые задумался над искусственным освещением тогда, когда стал пользоваться огнем. Первыми светильниками древности были факел и костер. Далее стали использовать лучину и лампады с маслом. В древнем Риме и античной Греции археологи находят светильники, представляющие собой чаши на треноге, которые наполнялись горящим составом. Настоящим прорывом было изобретение свечей. Фитиль и воск на столетия определили вид и дизайн фонарей и люстр. Мы до сих пор пользуемся этим «изобретением» и с удовольствием зажигаем свечи, когда хотим получить, например, романтическое настроение или дизайнерское освещение. Огонь вместе с освещением всегда давал тепло. Вот почему до сих пор, по прошествии тысяч лет, свет ассоциируется у нас с комфортом и уютом. Светильники эволюционировали вместе с человечеством. В начале нашей эры свет уже использовался в сигнальных целях, например, для обозначения пути мореплавателям. А так же, через систему костров и специальных медных отражателей передавались сигналы на большие расстояния, например, о появлении врагов и других важных событий. Первые упоминания об уличном освещении относятся к Лондону XVII века. Мэр города издал указ об установке уличных фонарей, учредил специальную службу в задачу которой входило каждый вечер зажигать свечи и масло в уличных фонарях. Там же был введен и первый налог на «городское освещение». Очень быстро опыт англичан распространился по всем городам Европы. В Амстердаме была создана система городского освещения, предотвращающая падение горожан в многочисленные реки и каналы. В Париже жителям предписывалось в темное время суток выставлять свечи в оконные проемы, через которые освещалась улица. В городах Поднебесной империи были светильники, которые изготавливались из специальной бумаги или ткани, пропитанной негорючим составом и натянутой на каркас из дерева или проволоки. Через сотни лет Китайский фонарик пришел к нам практически неизменным. Освещение городских улиц стало отличительной чертой процветающих городов.
С развитием промышленности стали бурно развиваться города и транспорт. Появилась большая потребность увеличивать продолжительность рабочего дня. Так же, появились новые виды топлива – очищенные нефтепродукты и газ, который, синтезировали нагревая уголь без доступа кислорода. На их энергии и работали первые уличные фонари-предки современного городского уличного освещения. Фонари давали не много света, а спектр свечения не превышал 2000К (теплый желтый). По этому, уличные светильники стояли на не большом расстоянии, а их количество в большом городе доходило до нескольких тысяч.
В Россию уличное освещение пришло по протекции Петра I. По его воле новая столица России - Санкт-Петербург получила уличные светильники как в Европейских городах. Самые большие и известные – Ростральные колонны на Васильевском острове в Санкт-Петербурге были построены позже, в 1810 году. В 1716 году в Петербурге были установлены первые стационарные уличные фонари. Они располагались на четырех улицах в центре города, а для обслуживания их был создан штат из нескольких десятков человек. Первые опоры уличного освещения изготавливались из дерева и окрашивались белой краской с полосками. На верху опоры располагалась консоль светильника, изготовленная из металла. Уличный светильник представлял собой кованную четырехгранную рамку, в которую с четырех сторон устанавливались стекла, одно из которых открывалось для чистки, зажигания фитиля и доливки масла. Стекла в то время было выпуклыми, выдувными, так как массово плоские стекла делать еще не научились. Верх фонаря был четырехскатным и имел кольцо для крепления веревки или цепочки. С ее помощью, используя специальный механизм у основания столба освещения, фонарь можно было опустить или поднять. На 1720 год в Санкт-Петербурге насчитывалось уже более 600 уличных фонарей. В основном они располагались вдоль «Большой дороги», позже названной «Невским проспектом». В Москву уличное освещение пришло через 10 лет. Все фонари были единого стандарта, что упрощало их обслуживание. В качестве источника света так же использовался фитиль и конопляное масло. Постоянное уличное освещение в Москве началось на основе указа от 27 ноября 1730 года. Было решено поставить в пределах Земляного города на больших улицах фонари через 10 саженей, в одну линию, одной высоты. Для этой цели деньги были отпущены из Городской управы. К началу XIX века в Москве было более 6000 фонарей. Из них около 1500 были установлены на стенах городских зданий и сооружений, а более 4500 светильников были установлены на фонарных столбах. Работу и обслуживание городского освещения контролировала пожарная экспедиция через ночных сторожей под наблюдением брандмейстеров и брандмайора (пожарной команды), а с 1861 года это дело было передано на коммерческой основе городским подрядчикам. В 1820 году конопляное масло было заменено на смесь спирта со скипидаром. Свет от этого топлива был в два раза ярче, к тому же оно на много меньше коптило. Через 40 лет на смену спирто - скипидарной смеси пришел керосин, а примерно через 10-20 лет, в конце столетия, появились газовые фонари. Газ и керосин долго конкурировали друг с другом, потом к ним присоединились электрические уличные светильники. В электрическом фонаре был использован принцип «свечи Яблочкова» - электрическая дуга. Но в мире более известен Томас Эдиссон, который придумал поместить электрическую дугу в вакуум, что позволяло избежать быстрого окисления электродов. Ведь в первых моделях электрических уличных фонарей электроды менялись ежедневно. В течении полувека керосиновые, газовые и электрические уличные светильники вместе освещали улицы Москвы, а их общее количество на начало ХХ веко превысило 10 000. К 1927 году в Москве и уже Ленинграде была создана единая городская энергосистема и от газовых и керосиновых фонарей отказались полностью. В течении всего ХХ века электрические фонари безраздельно властвовали на улицах всех городов мира. К началу Великой Отечественной войны, в Москве насчитывалось более 25 000, а в Ленинграде более 30 000 городских уличных светильников. Во время войны в Ленинграде большинство уличного освещения было выведено из строя, с электричества блокадному городу не хватало. Да и включать уличное освещение было бы безумием – во всех прифронтовых городах действовал режим светомаскировки. Вновь уличные светильники стали зажигаться только в конце 1944 года. А довоенная численность Ленинградских уличных фонарей была восстановлена только в 1951 году. Развитие науки, восстановление промышленности, бурный рост городов сказались и на уличном освещении. Увеличивалась мощность, КПД (коэффициент полезного действия), срок службы, периодичность обслуживания. От обычной лампы накаливания - «лампочки Ильича» источники света эволюционировали в галогенные, металогалогенные, ртутные, натриевые, содиумные (газоразрядные) лампы. Мощность возросла в тысячи раз, а уровень освещенности городских улиц - в сотни.
XXI век внес в городское освещение новые коррективы – светодиодные источники света (LED) стали вытеснять металлогалогенные (МГЛ) и натриевые лампы (ДРЛ). Светодиодное уличное освещение потребляет в несколько раз меньше электроэнергии, обладает высокой надежностью и долговечностью – работа светодиодного источника света рассчитана на несколько лет. Это важно, так как обслуживание светильников и замена ламп на высоких опорах уличного освещения требует, как правило, специальной техники, и вследствии этого – больших расходов. К тому же, светодиоды (LED), дают яркий, без мерцаний, приятный свет, а сами фонари и светильники могут значительно сократиться в габаритах. Светодиодные технологии активно развиваются, каждый год на рынок выходят новые модели и разработки. Увеличивается яркость, надежность, КПД, а уменьшаются размеры и главное - цена…. И скорей всего, пройдет не так много времени и хорошо всем знакомая электрическая лампочка накаливания (ЛОН) займет свое место на музейном стенде.
С развитием промышленности стали бурно развиваться города и транспорт. Появилась большая потребность увеличивать продолжительность рабочего дня. Так же, появились новые виды топлива – очищенные нефтепродукты и газ, который, синтезировали нагревая уголь без доступа кислорода. На их энергии и работали первые уличные фонари-предки современного городского уличного освещения. Фонари давали не много света, а спектр свечения не превышал 2000К (теплый желтый). По этому, уличные светильники стояли на не большом расстоянии, а их количество в большом городе доходило до нескольких тысяч.
В Россию уличное освещение пришло по протекции Петра I. По его воле новая столица России - Санкт-Петербург получила уличные светильники как в Европейских городах. Самые большие и известные – Ростральные колонны на Васильевском острове в Санкт-Петербурге были построены позже, в 1810 году. В 1716 году в Петербурге были установлены первые стационарные уличные фонари. Они располагались на четырех улицах в центре города, а для обслуживания их был создан штат из нескольких десятков человек. Первые опоры уличного освещения изготавливались из дерева и окрашивались белой краской с полосками. На верху опоры располагалась консоль светильника, изготовленная из металла. Уличный светильник представлял собой кованную четырехгранную рамку, в которую с четырех сторон устанавливались стекла, одно из которых открывалось для чистки, зажигания фитиля и доливки масла. Стекла в то время было выпуклыми, выдувными, так как массово плоские стекла делать еще не научились. Верх фонаря был четырехскатным и имел кольцо для крепления веревки или цепочки. С ее помощью, используя специальный механизм у основания столба освещения, фонарь можно было опустить или поднять. На 1720 год в Санкт-Петербурге насчитывалось уже более 600 уличных фонарей. В основном они располагались вдоль «Большой дороги», позже названной «Невским проспектом». В Москву уличное освещение пришло через 10 лет. Все фонари были единого стандарта, что упрощало их обслуживание. В качестве источника света так же использовался фитиль и конопляное масло. Постоянное уличное освещение в Москве началось на основе указа от 27 ноября 1730 года. Было решено поставить в пределах Земляного города на больших улицах фонари через 10 саженей, в одну линию, одной высоты. Для этой цели деньги были отпущены из Городской управы. К началу XIX века в Москве было более 6000 фонарей. Из них около 1500 были установлены на стенах городских зданий и сооружений, а более 4500 светильников были установлены на фонарных столбах. Работу и обслуживание городского освещения контролировала пожарная экспедиция через ночных сторожей под наблюдением брандмейстеров и брандмайора (пожарной команды), а с 1861 года это дело было передано на коммерческой основе городским подрядчикам. В 1820 году конопляное масло было заменено на смесь спирта со скипидаром. Свет от этого топлива был в два раза ярче, к тому же оно на много меньше коптило. Через 40 лет на смену спирто - скипидарной смеси пришел керосин, а примерно через 10-20 лет, в конце столетия, появились газовые фонари. Газ и керосин долго конкурировали друг с другом, потом к ним присоединились электрические уличные светильники. В электрическом фонаре был использован принцип «свечи Яблочкова» - электрическая дуга. Но в мире более известен Томас Эдиссон, который придумал поместить электрическую дугу в вакуум, что позволяло избежать быстрого окисления электродов. Ведь в первых моделях электрических уличных фонарей электроды менялись ежедневно. В течении полувека керосиновые, газовые и электрические уличные светильники вместе освещали улицы Москвы, а их общее количество на начало ХХ веко превысило 10 000. К 1927 году в Москве и уже Ленинграде была создана единая городская энергосистема и от газовых и керосиновых фонарей отказались полностью. В течении всего ХХ века электрические фонари безраздельно властвовали на улицах всех городов мира. К началу Великой Отечественной войны, в Москве насчитывалось более 25 000, а в Ленинграде более 30 000 городских уличных светильников. Во время войны в Ленинграде большинство уличного освещения было выведено из строя, с электричества блокадному городу не хватало. Да и включать уличное освещение было бы безумием – во всех прифронтовых городах действовал режим светомаскировки. Вновь уличные светильники стали зажигаться только в конце 1944 года. А довоенная численность Ленинградских уличных фонарей была восстановлена только в 1951 году. Развитие науки, восстановление промышленности, бурный рост городов сказались и на уличном освещении. Увеличивалась мощность, КПД (коэффициент полезного действия), срок службы, периодичность обслуживания. От обычной лампы накаливания - «лампочки Ильича» источники света эволюционировали в галогенные, металогалогенные, ртутные, натриевые, содиумные (газоразрядные) лампы. Мощность возросла в тысячи раз, а уровень освещенности городских улиц - в сотни.
XXI век внес в городское освещение новые коррективы – светодиодные источники света (LED) стали вытеснять металлогалогенные (МГЛ) и натриевые лампы (ДРЛ). Светодиодное уличное освещение потребляет в несколько раз меньше электроэнергии, обладает высокой надежностью и долговечностью – работа светодиодного источника света рассчитана на несколько лет. Это важно, так как обслуживание светильников и замена ламп на высоких опорах уличного освещения требует, как правило, специальной техники, и вследствии этого – больших расходов. К тому же, светодиоды (LED), дают яркий, без мерцаний, приятный свет, а сами фонари и светильники могут значительно сократиться в габаритах. Светодиодные технологии активно развиваются, каждый год на рынок выходят новые модели и разработки. Увеличивается яркость, надежность, КПД, а уменьшаются размеры и главное - цена…. И скорей всего, пройдет не так много времени и хорошо всем знакомая электрическая лампочка накаливания (ЛОН) займет свое место на музейном стенде.